Для установки нажмите кнопочку Установить расширение. И это всё.

Исходный код расширения WIKI 2 регулярно проверяется специалистами Mozilla Foundation, Google и Apple. Вы также можете это сделать в любой момент.

4,5
Келли Слэйтон
Мои поздравления с отличным проектом... что за великолепная идея!
Александр Григорьевский
Я использую WIKI 2 каждый день
и почти забыл как выглядит оригинальная Википедия.
Статистика
На русском, статей
Улучшено за 24 ч.
Добавлено за 24 ч.
Альтернативы
Недавние
Show all languages
Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
.
Лео
Ньютон
Яркие
Мягкие

Из Википедии — свободной энциклопедии

Основа
Язык русский, украинский
Адрес редакции Санкт-Петербург
Главный редактор В. М. Белозерский[1]
Страна  Российская империя
Издатель В. М. Белозерский[1]
История издания 18611862
Дата основания 1861
Доступ подписка
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

«Осно́ва: Ю́жно-ру́сский литерату́рно-учёный ве́стник» — украинский общественно-политический и литературно-художественный ежемесячный журнал. Издавался в Санкт-Петербурге В. М. Белозерским на украинском и русском языках с января 1861 года по октябрь 1862 года[2]. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона журнал был охарактеризован как наиболее заметное проявление украинофильства в ХІХ веке на территории Российской империи[3]. «Основа» была единственным украинским периодическим изданием тех лет[1].

Предыстория появления

Работа бывших членов Кирилло-Мефодиевского братства над созданием ежемесячника началась ещё в 1857 году. В октябре 1858 года Пантелеймон Кулиш обратился в Министерство народного просвещения с просьбой об открытии собственного журнала «Хата», однако получил отказ. При этом причиной отказа была именно личность просителя и его предыдущая деятельность, а не сама идея создания журнала. В 1859 году аналогичную заявку подал другой «братчик» — Василий Белозерский, и после недолгих колебаний разрешение было получено[4]:76.

Деньги для издания предоставил М. Катенин, дядя Надежды Белозерской (жены Василия Белозерского)[5].

Публикации и влияние журнала на общество

В июне 1860 года было напечатано объявление о скором выходе журнала «Основа», и в январе 1861 года вышел первый номер[4]:77.

Официальным редактором журнала был В. М. Белозерский[3]. В состав редакции входили А. Ф. Кистяковский, Н. И. Костомаров, П. Кулиш и другие[2]. С журналом сотрудничали ведущие учёные, публицисты, деятели культуры и общественные деятели, в том числе В. Б. Антонович, Л. И. Глебов, П. П. Гулак-Артемовский, П. С. Ефименко, А. А. Котляревский, М. М. Лазаревский, Марко Вовчок, С. В. Руданский, А. П. Свидницкий, А. Н. Серов, П. П. Чубинский[6]; Л. М. Жемчужников, В. И. Межов и другие[1]. В каждом номере журнала издавались произведения Тараса Шевченко[1]. В «Основе» печатались письма Т. Шевченко С. С. Гулаку-Артемовскому, С. И. Сераковскому, М. С. Щепкину и воспоминания об украинском Кобзаре[5].

Основной темой публикаций был национальный вопрос. Журнал выступал за всестороннее развитие украинской национальной культуры, требовал введения обучения на родном языке, полемизировал с русской, польской и немецкой прессой[1]. Публицистика «Основы», особенно статьи П. Кулиша и Н. Костомарова, являлась мощным орудием пропаганды украинофильства и достигала желаемого эффекта. Так Д. Дорошенко называл напечатанную в «Основах» статью Костомарова «Две русские народности» «Евангелием украинского национализма». Безымянный украинский автор писал в письме, перлюстрированном охранным отделением: «бо́льшая часть молодого поколения заражена украинофильством; за что, конечно, нужно благодарить „Основу“». Но кроме эффекта пробуждения национальных чувств, публицистика журнала имела и другой, побочный эффект: журнал внимательно читался в русском обществе, которое постепенно, во многом благодаря «Основе», начало осознавать действительные цели украинофильского движения[4].

Закрытие журнала

Деньги, выделенные Катениным, закончились, а других источников финансирования получить не удалось. Белозерский пытался реорганизовать ежемесячник в двухнедельное издание и сделать его самоокупающимся, однако потерпел неудачу, так как министр внутренних дел Валуев не дал санкцию на издание «Основы» по обновленной программе. В то же время среди самых активных сотрудников возникли существенные расхождения в редакционной политике (отношение к украинским помещикам и т. п.)[5]. Из-за недостаточного числа подписчиков журнал стал испытывать всё большую нехватку денежных средств, тираж 1861 года не был распродан до конца, а с начала 1862 года выпуск очередных номеров регулярно задерживался. Популярность журнала стала падать: например, в Полтаве (центре украинофильства на Левобережье) число подписчиков с 53 человек в 1861 году уменьшилось до 24 в 1862 году. К концу того же года из-за серьёзных финансовых затруднений журнал закрылся[5][4].

Современный российский историк А. И. Миллер опровергает широко распространённый в эмигрантской украинской историографии тезис о том, что журнал закрылся из-за преследования властей: степень вмешательства цензуры в деятельность журнала была не выше, чем в отношении других печатных изданий, ни одного предупреждения редактору за всё время существования журнала вынесено не было, и инициатива о прекращении «Основы» исходила не от властей, а от самой редакции — а именно, от В. Белозёрского, который 19 декабря 1862 года обратился в цензурный комитет с соответствующим отношением[4].

Критика

Первая реакция великороссийской прессы на появление журнала была вполне благожелательной, но впоследствии журнал начал подвергаться всё возрастающей критике. У каждого из оппонентов при этом были свои особые соображения: отрицание существования самостоятельного украинского языка и украинской нации; неприятие украинофильства или украинского национализма; критика политического консерватизма и явно антисемитских публикаций. Безоговорочно позицию «Основы» поддерживал только «Колокол» А. И. Герцена[4].

Антипросветительская и антимодернизаторская позиция ряда публикаций «Основы» вызвала резкую критику журнала «Современник», который в январском номере 1862 года писал: «Сыны благословенной Малороссии, изучая самым усердным образом философию, всё-таки не смогли уразуметь, чем жид отличается от собаки, равно как и того, что кроме искусства делать сало и хорошие наливки для человеческого благоденствия на земле потребны и некоторые другие знания». Позиция журнала в еврейском вопросе вызвала острую дискуссию в российском обществе ещё в 1861 году. В статьях журнала часто использовалось слово «жид», которое в русском языке имеет негативную окраску. В. Португалов, один из евреев-читателей журнала, направил в редакцию протест против использования этого оскорбительного, по его мнению, прозвища. Редакция ответила, что не находит в этом слове ничего обидного, так как на украинский и польский языки слово «еврей» переводится как раз как «жид». Такое объяснение не было принято общественностью, так как слово использовалось в публикациях как на украинском, так и на русском языках. При этом редакция «Основы» утверждала, что в Малороссии евреев действительно не любят, в частности за то, что они не желают ассимилироваться с местным населением. Такое объяснение вызвало критику еврейских кругов, оскорбившихся предложением ассимилироваться с украинцами и вынесших данный спор на суд общероссийской общественности. «Основа», в свою очередь, ответила статьёй Кулиша «Передовые жиды», в которой автор повторил, что «малороссияне сознаются откровенно, что не имеют вообще симпатий к иудейскому племени, среди их родины живущему», да ещё и обвинил оппонентов в «доносительстве».

А. И. Миллер приводит цитату из сентябрьского номера журнала «Сион» за 1861 год: «Не в частом употреблении слова „жид“ усматриваем мы опасность, а в исключительно национальных стремлениях „Основы“»[4]. В дискуссию по данному вопросу вступило, по подсчётам Р. Сербина, не менее дюжины российских издательств, в частности журнал «Время»[7]. Солидарная критика «Основы» по еврейскому вопросу со стороны различных российских изданий позволила впоследствии Драгоманову утверждать, что именно с этого и начались нападки русской прессы на «Основу»[4].

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Русская периодическая печать (1702—1894), 1959, с. 417—418.
  2. 1 2 Ясь, 2010, с. 664.
  3. 1 2 Основа, с.-петербургский журнал // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 Миллер А. И. «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.). — 1-е. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. — С. 76—95. — 260 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89329-246-4. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 сентября 2012. Архивировано 14 февраля 2010 года.
  5. 1 2 3 4 Ясь, 2010, с. 665.
  6. Ясь, 2010, с. 664—665.
  7. Достоевский Ф. М. Полемический случай с «Основой» и «Сионом» // «Время» : литературно-политический журнал / Под ред. М. Достоевского. — СПб.: Типография Э. Праца, 1861. — Вып. 12 (декабрь). — С. 114—116.

Литература

Эта страница в последний раз была отредактирована 2 декабря 2020 в 05:05.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. WIKI 2 является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).