Для установки нажмите кнопочку Установить расширение. И это всё.

Исходный код расширения WIKI 2 регулярно проверяется специалистами Mozilla Foundation, Google и Apple. Вы также можете это сделать в любой момент.

4,5
Келли Слэйтон
Мои поздравления с отличным проектом... что за великолепная идея!
Александр Григорьевский
Я использую WIKI 2 каждый день
и почти забыл как выглядит оригинальная Википедия.
Статистика
На русском, статей
Улучшено за 24 ч.
Добавлено за 24 ч.
Альтернативы
Недавние
Show all languages
Что мы делаем. Каждая страница проходит через несколько сотен совершенствующих техник. Совершенно та же Википедия. Только лучше.
.
Лео
Ньютон
Яркие
Мягкие

Вторая битва при Альбельде

Из Википедии — свободной энциклопедии

Вторая битва при Альбельде
Основной конфликт: Реконкиста
Гора Монте-Латурс сегодня

Гора Монте-Латурс сегодня
Дата 859
Место Альбельда
Итог победа астурийско-наваррского войска
Противники

астурийцы
наваррцы

мавры

Командующие

Ордоньо I
Гарсия I Иньигес

Муса II ибн Муса

Вторая битва при Альбельде (также известная как Битва у горы Монте-Латурс) — состоявшееся в 859 году у селения Альбельда сражение между объединённым астурийско-наваррским войском под командованием королей Ордоньо I и Гарсии I Иньигеса, с одной стороны, и войском мавров, возглавлявшимся Мусой II ибн Мусой из Бану Каси, которого арабские хроники того времени даже называли «третьим королём Испании», с другой. Сражение, произошедшее в то время, когда астурийцы вели осаду новой крепости, которую глава Бану Каси строил в Альбельде, завершилось победой христианских союзников. Вскоре после битвы крепость была захвачена. Потерпев поражение, Муса II ибн Муса был вынужден полностью подчиниться своему противнику, эмиру Кордовы Мухаммаду I.

Основным историческим источником о второй битве при Альбельде является «Хроника Альфонсо III». В ней сообщается, как в неуказанный год король Ордоньо I выступил против Мусы II ибн Мусы, занятого тем, что возводил в Альбельде огромную крепость[1] Когда астурийский король окружил новую крепость, Муса разместил свою армию неподалёку, на холме Монте-Латурс, надеясь заставить христиан снять осаду. Ордоньо разделил свои войска, оставив часть для продолжения осады, а другую часть направив навстречу войску Бану Каси. В последовавшем сражении мусульмане были разгромлены. Тяжело раненый Муса едва сумел избежать пленения, однако сражавшийся против него его зять, король Памплоны Гарсия I Иньигес, погиб. Согласно христианской хронике, в битве погибло 12 000 мусульман, а в руки астурийцам попали сокровища, которые незадолго до этого были присланы Мусе II ибн Мусе правителем Западно-Фракского королевства Карлом II Лысым. После этого Ордоньо вернулся к осаде крепости, которая пала спустя семь дней. Защитники крепости были казнены, а сама крепость разрушена. Сын Мусы, вали Толедо Лубб I ибн Муса[2], узнав о поражении своего отца, немедленно подчинился королю Ордоньо и сохранял лояльность ему до его смерти.

Победа, одержанная над мусульманами, по-видимому, произвела огромное впечатление на современников (по крайней мере, в близлежащих регионах). Например, в составленной в 882 году в Риохе «Пророческой хронике» приведён список астурийских королей с краткой аннотацией по каждому из них. Напротив имени Ордоньо I имеется надпись: «Ipse allisit Albaida» («Тот, кто разрушил Альбельду»). Битва при горе Монте-Латурс послужила источником для создания мифа о битве при Клавихо[3].

В находящейся в Вигиланском кодексе «Хронике Альбельды» — также, вероятно, составленной в Риохе, автор которой, возможно, был очевидцем событий, — утверждается, что Ордоньо I вошёл в город Альбельду после кровавой осады. Здесь добавлено, что Муса II ибн Муса распространял лживые слухи о том, что на горе Монте-Латурс находится лагерь его армии, пока, наконец, его армия не была уничтожена. В самого Мусу угодила стрела, и он неминуемо попал бы в плен, если бы не его друг, «некогда бывший христианским солдатом», отдавший Мусе своего коня и, тем самым, спасший ему жизнь[4].

Считается, что битва у горы Монте-Латурс произошла в 859[5] или 860[6] году. Единственным источником, в котором прямо говорится о том, что битва произошла в 859 году, является арабский хронист Ибн аль-Асир, писавший, что «в 245 году хиджры [который начался 7 апреля 859 года] мусульманский правитель Тарасоны [которым, как известно, в то время был глава Бану Каси] вторгся с войском в королевство Памплона и захватил христианский замок, взяв в плен его жителей. На следующий день он был разбит в сражении, и многие мусульмане погибли как мученики».

В «Хронике Альфонсо III» повествуется, что после первой битвы при Альбельде в 851 году Муса II ибн Муса захватил двух франкских вождей, Санчо и Эменона[7], и бросил их в темницу. Дата захвата Санчо и Эменон точно не указана, но «сокровища» от Карла II Лысого, которые воины Ордоньо I обнаружили в лагере Мусы на холме Монте-Латурс, возможно, являлись выкупом за Санчо и Эменона. Если это так, то, значит, эти вожди были захвачены до 859 или 860 года.

Примечания

  1. Эта история приводится во всех версиях хроники и, вероятно, является оригинальной, не содержащей изменений от руки более поздних копиистов и редакторов.
  2. По мнению французского учёного-ориенталиста Эвариста Леви-Провансаля, речь должна идти о Туделе, крепости, которая являлась обычным пристанищем Бану Каси и была крепко защищена. Однако Claudio Sánchez-Albornoz считает, что ошибки в хронике нет.
  3. Claudio Sánchez-Albornoz, «La auténtica batalla de Clavijo», Cuadernos de Historia de España, 9:94-139, reprinted in Orígenes de la nación española, III (Oviedo: 1975), 281—311, cited in Richard A. Fletcher (1984), Saint James’s Catapult: The Life and Times of Diego Gelmírez of Santiago de Compostela (Oxford: Oxford University Press), 67.
  4. Возможно, речь идёт о вышеупомянутом Гарсии.
  5. В книге автора Pérez de Urbel, 26 прим. 1 указаны ссылки на источники: Claudio Sánchez-Albornoz, La auténtica batalla de Clavijo, 117ff.; P. Tailhan (1885), Anonyme de Cordoue, 196; M. Gómez-Moreno (1917), Anales Castellanos, 11-2; and Lucien Barrau-Dihigo (1921), "Recherches sur l’histoire politique du Royaume Asturien, " Revue Hispanique, 52:180, note 2.
  6. см.прим.5: Reinhart Dozy, Recherches, I, 214 and A. Fernández Guerra (1883), Caída y ruina del imperio visigodo español, 27.
  7. В хронике вместо «Emenonem» ошибочно написано «Epulonem».

Литература

  • Suárez Fernández, Luis (1976). «Historia de España Antigua y media». Consultado el 2007.
Эта страница в последний раз была отредактирована 14 августа 2020 в 18:07.
Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.
Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 3.0 Unported License. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. WIKI 2 является независимой компанией и не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).